В формате видеовыступления представила Национальную детскую библиотеку им. Иона Крянгэ Республики Молдова заведующая медиатекой Лолита Канеева («Планшетные ПК как средство модернизации библиотечных услуг»).
С видеообращением к участникам семинара обратилась Людмила Николаевна Максимова, начальник отдела проектной деятельности и международного сотрудничества Московской областной государственной детской библиотеки.
Татьяна Алексеевна Швед, директор ГУ «Централизованная система детских библиотек г. Минска», председатель комитета по организации обслуживания детей и подростков ББА, поделилась впечатлениями от рабочей командировки в Ригу и познавательно рассказала о работе и инновациях в библиотеках Прибалтики.
Творчески подошла к теме своего выступления «Поддержка и развитие читательской среды через новые формы работы с детским читателем», заведующая отделом обслуживания учащихся 1-5 классов Гомельской областной универсальной библиотеки им. В. И. Ленина Никитина Наталья Васильевна.
С большим вниманием и множеством дополнительных вопросов был выслушан доклад заведующей отделом обслуживания детского читателя Дзержинской центральной районной библиотеки Шабалинской Светланы Евгеньевны «Инновации и творческий подход в работе с детским читателем».
О проблеме экологического воспитания подростков в условиях детских библиотек Беларуси подробно и доступно оповестила участников семинара главный библиотекарь научно-исследовательского отдела библиотековедения государственного учреждения «Национальная библиотека Беларуси» Какшинская Ольга Анатольевна.
Лидия Ивановна Макаренко, ответственный секретарь издательского общества «Красико-принт», председатель комитета по социальной и правовой защите ББА, сообщила участникам о современном статусе профессионального журнала для библиотекарей «Бібліятэка прапануе».
Заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин ГУО «Минский областной институт развития образования» кандидат филологических наук, доцент Людмила Викторовна Камлюк-Ярошенко (научный консультант проекта) доступно и интересно представила интерактивный образовательный онлайн-проект, который реализуется на базе школ Минской области «Чтение в Web 2.0. Роман с текстом». Проект направлен на модернизацию литературного образования школьников и студентов, внедрение современных, актуальных способов работы. Главная установка: «Нужно работать способами, присущими эпохе!»
В рамках проекта учащимся предлагаются актуальные и интересные виды деятельности, привычные для их повседневной компьютерной практики: гиперссылка, комментарий, чат, пост, постер, буктрейлер.
Цель: создание интерактивной образовательной среды для формирования и развития читательской и информационной культуры учащихся.
В процессе разработки новой методики онлайн-чтения были определены филолого-педагогические условия успешной литературной («автор-текст-читатель») и учебной («автор-текст-учитель-читатель») коммуникации;создано актуальное культурно-образовательное пространство для реализации диалога читателя с текстом.
Что дают такие формы работы:
мотивацию к учебной деятельности;
деятельностный опыт приобретения знаний, развивают поисковые, исследовательские способности;
помогают «окультурить» интернет-общение школьников, вывести его на новый уровень;
позволяют сформировать потребность в чтении, коммуникации, мыследеятельности;
дают возможность участникам раскрыть творческий потенциал.
Опыт реализации интерактивного образовательного проекта «Чтение в Web 2.0. Роман с текстом»в школах Минской области в 2014-2015 гг. показал, что при таком подходе читатель начинает осознавать диалогическую природу искусства, развивает в себе способность быть собеседником автора.
Татьяна Александровна Коновалёнок (учитель русского языка и литературы ГУ О «Средняя школа № 1 им. В.Н.Марцинкевича г. Крупки») познакомила присутствующих на семинаре с интерактивными образовательными проектами, которые она использует при проведении уроков русской литературы в 5-7 классах. Учитель определила основное направление своей работы как развитие качеств личности учащихся, обеспечивающих возможность успешно социализироваться. По её мнению, школа должна готовить учащихся к решению жизненных проблем, поэтому методы и формы обучения должны быть подчинены, в первую очередь, не учебному содержанию, а использоваться как самостоятельные средства достижения определённых учебных целей.
«Не виртуальность нас меняет, а мы её меняем» так считает Татьяна Александровна. И вот в 5 классе ребята работают на протяжении года над созданием параллельного «виртуального» класса, который разместился на странице социальной сети ВКонтакте. Чтобы выбрать себе «одноклассника», ребята должны пройти путь от простого чтения к полноценному анализу художественного произведения. А чтобы активно участвовать в обсуждении и создавать продукты деятельности, ребятам приходиться читать, и не просто читать, а вдумчиво и подробно, осмысливая текст, понимая суть и применяя это всё в своей работе.
Коммуникационные технологии, интерактивные методы взаимодействия и интересные формы проведения уроков – всё это позволяет незаметно для учащихся проводить параллели между своей жизнью и жизнью литературных героев, оправдывать или осуждать их, давать шанс исправиться или остаться ни с чем, но всё так или иначе решает главное: учимся, развиваемся и выходим в жизнь, не боясь трудностей и принятия решений.
В международном семинаре участвовал 21 докладчик.
Подробно со всеми материалами семинара «Детская библиотека — современный формат» можно познакомиться на страницах журнала «Бібліятэка прапануе» начиная с января 2017 года.
Администрация ГУ «Централизованная система детских библиотек г. Минска» выражает искреннюю благодарность всем докладчикам и участникам семинара, а также редакции журнала «Бібліятэка прапануе» за сотрудничество и своевременное размещение материалов семинара на страницах журнала.
Личная благодарность от администрации детских библиотек города Минска председателю совета ББА, Долгополовой Елене Еремеевне, и исполнительному директору ББА, Лыко Маргарите Владимировне, за поддержку и выделение материальных cредств из фонда ББА для проведения состоявшегося семинара.
Материал о состоявшемся международном семинаре «Детская библиотека – современный формат» подготовила заведующая отделом библиотечного маркетинга ГУ «Централизованная система детских библиотек г. Минска», Березовская Елена Николаевна.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: